Велопоход на Первомай 2014

Введение

Где-то около полутора месяцев назад я подумал что неплохо было бы скататься в велопоход, с женой, на несколько дней. Я прикинул маршрут из Выборга в Приозерск, на несколько дней, посмотрел где всякие есть достопримечательности, где и как с водой и так далее.

До этого я в походах не был лет 15, если не больше, так что было на самом деле было немного страшновато. Я также позвал коллегу с работы, и как-то так в итоге вышло что мы поехали на Селигер :)

Запланированный маршрут выглядел вот так (ссылка, если не отображается):

А фактически мы проехали так (ссылка, если не отображается):

У меня конечно были сомнения, сможем ли мы такой длинный маршрут вообще пройти. Проехать 60-80 километров в день, а на следующий день отдыхать — мы так делали, а ехать три дня подряд с таким темпом — нет. И если я уже к моменту старта накатал уже немалый километраж с начала сезона (порядка 500 км), то жена проехала километров 100 всего, из которых 60 были на открытии велосезона, а остальное мы накатали, пока ездили сдавать велосипеды для обслуживания и переборки.

Вообще поход был организован крайне толково. У нас был распланирован рацион (могу поделиться, если хотите), был список необходимых вещей, причём не только в походе, но и для возможного обслуживания велосипедов, было распределено кто что покупает из продуктов и многое другое.

Нам же, до кучи, нужно было купить почти всю нужную снарягу: велорюкзаки, спальники, котелки, вилканожеложки и так далее. А ещё одежду всякую. В общем влетело это нам всё в копеечку.

Вот как-то выглядел мой велик, когда забирал снарягу из пункта выдачи:

Хорошо, что у меня были стяжки.

День первый

Я как обычно, при поездке очень утренним поездом (мы ехали на «Ласточке» в 7.11), ночь не спал. В связи с чем мне пришлось выпить кофе и я был вполне бодр. Как показала дальнейшая поездка, кофе даёт только напускную бодрость. Но об этом позже.

Итак, жена встала в 5 утра, а я вообще не ложился. Рюкзаки были уложены со вчерашнего дня и пять раз перепроверены. Тушёнка есть, палатка-спальник-топор есть. Собрались и поехали.

Приехав на вокзал, мы безошибочно нашли наших напарников по несчастью, действительно, кому придёт в голову в 6 утра ехать на велосипедах с велорюкзаками :) Мы все собрались, прошли досмотр и начали разборку велосипедов (лучше бы мы до досмотра разобрали велики). И последние 5 минут прошли в перебежках и попытках перенести велосипеды на погрузку. Тем не менее мы успели, буквально в последние секунды.

В 10 утра мы выгрузились из поезда в Угловке (мы специально попросили проводников открыть нам двери, поскольку у нас был 5 вагон и двери там обычно не открываются, а стоянка всего минуту). Собрали велики и поехали на встречу с нашей московско-омской половинкой группы. Они приехали в Угловку где-то в три часа ночи и расположились лагерем у озерца.

Пошёл снег вперемешку с дождём и поднялся ветер. Было чертовски холодно.

Товарищи споро собрались и мы поехали по маршруту в Валдай.

На мне сразу сказалось, что я не спал ночь. Я с большим трудом выдерживал темп: существенную часть дороги составляет подъём, что доставляло массу неприятностей вкупе с моим весом. А на остановках было холодно из-за того, что я под ветровкой весь промокал и холодный ветер меня вымораживал насквозь.

Так мы и ехали до Валдая, где завернули в чудесную кафешку («Бавария» вроде бы) на площади. Это позволило нам с женой немного отогреться, и мы смогли всё-таки добраться до нашей стоянки на сегодня. К счастью, светило солнце и воздух немного прогрелся.

Вообще, пока мы ехали, мы строили планы (читай «ныли») насчёт того, как мы доедем до Валдая, отдадим общественную тушёнку, заночуем, погуляем и поедем домой. Потом решили что доедем до стоянки, а там посмотрим, но уж точно поедем домой. И может даже тоже по Валдаю погуляем. Так и доехали.

Однако, после сытного и вкусного ужина (мне кажется, после того велопробега мне любая горячая еда показалась бы вкусной) меня уже почти перестали терзать сомнения насчёт того чтобы слиться. В итоге мы порешили что утром будет понятно, в состоянии мы продолжить или нет.

Пройдено 55 километров, вся дорога асфальт, кроме заезда на ночёвку.

День второй

Ночь была адски холодная и не спасали даже наши спальники расчитанные на -5 ... +5 градусов. В итоге пришлось раскрывать оба спальника и спать в обнимку, укрываясь куртками и всё такое. Плюс у меня ещё сводило адски ноги и руки и спас только флакон магния, которым со мной заделился мой коллега, Лёня. Он позже нам щедро отсыпал смеси для изотоника в гидраторы, что тоже не было лишним (по крайней мере ноги больше не сводило после этого).

Несмотря на холод мы удивительно хорошо выспались, на утро было достаточно тепло и открывался шикарный вид на слегка парящее озеро.

Вкусная горячая рисовая каша с сухофруктами и орехами, горячий чай с печеньками придали сил и на этот раз, мы с женой уже вполне вместе со всеми ехали, если и отставая, то несильно.

В итоге мы доехали сюда и решали, хотим мы ехать смотреть на заброшенную ракетную часть или нет. Вроде решили что нет. Тем не менее, возле деревеньки у озера мы всё-таки свернули.

В итоге мы изгваздали велики, сами адски устали за 20 километровый пробег сначала по лесной дороге с песочком, потом по бетонке, а потом снова по лесной дороге. А ещё опять пошёл снег.

Мы пробрались через это и более менее добрались до обеда (хотя Катя начала себя плохо чувствовать и нам пришлось расчехлить аптечку), где выпили чуток горячего чая. Вообще, горячий чай решает в такой ситуации. Мы не стали дожидаться, пока все остальные доедят, и поехали чутка вперёд. Где-то через пяток километров началась бетонка, по которой мы доехали до развилки, по которой в одну сторону продолжалась бетонка, а в другую — грейдер.

Мы поехали по треку, который у нас был записан в навигаторе. Он вёл нас на грейдер.

Будучи оптимистом, я надеялся на то, что мы сейчас чутка по нему проедем и дальше будет нормальная дорога. Это оказалось не так. Нас ждало 20 километров грейдера до стоянки.

Доехав до посёлка Никольское, мы увидели асфальт. Вообще посёлок удивительный. Во-первых, в нём магазин работает до восьми вечера, в выходной день, что вообще говоря необычно. Ни в одной деревне до этого, где был магазин, он не работал позже трёх-четырёх, и уж тем более в выходные. Во-вторых, мы наблюдали сцену: к магазину подъезжает джип мерседес, из него вываливаются два «тела», которых я в городе бы принял за бомжей, и идут в магазин. Колоритные персонажи.

Через метров 300 асфальт кончился. И снова начался грейдер.

С грейдером не плохо, что он из грунта. Плохо что грунт сбит в гребёнку, которая нифига не плотная и расползается под колёсами. И вдвойне плохо, когда грейдер проложен через песчаную почву. В итоге приходилось аккуратно ехать, да и к тому же не очень быстро. А ещё постоянные подъёмы и спуски.

Но скоро мы сделали остановку. На стоянке выяснилось что половина народа уехала на другой берег озера в окресности деревни Сухая Ветошь (помните про развилку?), поскольку у них не было GPS. А ещё у них не было котелков, так что еду они готовили в чашках/банках из под тушёнки, отмахиваясь от приблудной собаки. В итоге мы их соориентировали и договорились о встрече на следующее утро.

А у нас всё было чудесно. Были котелки, была тушёнка, была гречка и всё что только можно вообразить в походе. И вокруг открывался чудесный вид на озеро и рыбное хозяйство.

Пройдено 60 километров. Из них 10 километров лёгкой грязищи с переводом великов через лужищи, 10-15 километров бетонки, 20 километров грейдера.

День третий

Ночь была тёплая и после завтрака мы собрались и поехали первыми, чтобы как-то нивелировать то, что темп у нас с женой несколько меньше, чем у остальных.

После 15 километров грейдера (по сторонам я частенько встречал бобровые запруды) начался асфальт. Он был как раз до точки рандеву, ещё через 15 километров. Мы быстро домчали и стали ждать, когда подтянется наша вторая половинка группы.

Они приехали достаточно быстро, где-то через полтора часа, и мы вполне успели и перекусить и затариться всякими шоколадками, обсохнуть малость, познакомиться с чудесной местной живностью.

Со свежими силами мы поехали вперёд. К сожалению, после посёлка асфальт опять кончился - нас ждало ещё полсотни километров грунтовых дорог.

Самая большая проблема была в том, что из-за грейдера (вчерашнего и сегодняшнего) мы никак не могли успеть на запланированную точку ночёвки и, как следствие, наши планы по прибытию в Петербург в понедельник вечером становились весьма призрачными.

День был достаточно напряжённым: мы решили ехать до упора, пока едется и пока солнце не село. На удивление никто не жаловался.

Мы достаточно долго искали место, где можно было бы заночевать. На первом месте мы обнаружили болото вместо озера, а ручеёк вытекал из помойки. Пришлось ехать к другому озеру ещё час, хотя закат наступил бы уже через полчаса. Либо к речке ещё в километре от второго озера.

Стало достаточно нервозно. Все очень устали и почти плелись (на самом деле ехали с обычной для этой дороги скоростью, но просто все устали).

Площадка у озера оказалась достаточно загрязнена пустыми бутылками из под водки, но уже начинало темнеть. Все начали быстро ставить палатки, пока совсем не стемнело, разводить костёр.

Пошёл дождь. Он потом перешёл в ливень. Потом чуть ослаб. Катя очень устала и пошла отлёживаться и отогреваться в палатку.

Наскоро забросав еду в миски я отнёс ей порцию еды и чай, и поел сам. За едой мы обсуждали с остальными питерцами как мы будем завтра добираться до Осташкова.

Впереди неизвестно сколько грунтовых дорог: по маршруту выходило около 20 километров асфальта из 50 километров по треку. Решили встать в 6 утра, чтобы выехать в 8, заложив 6 часов на дорогу до станции (1,5 часа асфальт, остальное на грунт).

Пройдено 75 километров, из них 15 километров асфальта, остальное грейдер. Под конец грунт с щебёнкой заменил собой песчаный.

День четвёртый

Несмотря на ливший почти всю ночь дождь, в палатке было очень тепло. Вероятно, дело было в том, что я догадался закрыть воздуховодные оконца на тенте, через которые уходил тёплый воздух.

Проснувшись в 6 утра, я начал убеждать жену что лучше попытаться и не успеть, чем не успеть 100%.

Мы встали, собрались, позавтракали и ровно в 8 утра выехали. Лил дождь. В одной из попутных деревень тётенька нас обрадовала, что грунта осталось всего 5 километров.

К счастью, это оказалось правдой, поскольку ехать по мокрому песку грейдера было крайне тяжело. И если бы такого грейдера было километров 30, мы вряд ли бы успели на поезд.

Но уж на асфальте наши 28" колёса (у нас, кстати, у единственных были таки колёса, у остальных 26" и у нас единственных не было амортизационной вилки) показали себя на все 100%. Мы летели. Вы не представляете, насколько приятно ехать по асфальту после такого количества ужасных грунтовых дорог.

Домчали к Осташкову уже к 12 часам. Завезли велики на вокзал и отправились обедать на автовокзал (все порядком проголодались). Предусмотрительно разобрали велосипеды, поскольку делать всё равно было нечего. И не зря. «Электричкой» оказался состав из двух сидячих вагонов от обычного поезда, где развернуться, чтобы разобрать велосипед, было невозможно.

Загрузились в поезд и начали продумывать, как нам успеть в 25 минутное окно перенести все наши вещи и велосипеды из электрички в «Ласточку». К счастью, мы успели с запасом. Я пока перетаскивал вещи, разломал свой велошлем.

По приезду в Питер я заказал такси, чтобы не маяться со сборкой великов. И я скажу вам, что это был САМЫЙ плохой момент в поездке. Нас встретила таксистка женщина, и я, сев на переднее сидение мгнованно почуствовал себя в маршрутке едущей на гору Ай-Петри. Лихие манёвры, яростное бибикание и прочее всяческое нарушение правил дорожного движения. У меня буквально вся жизнь перед глазами пролетела. Уже лучше бы мы под дождиком на великах докатили.

Пройдено 50 километров. Из них 7 километров песчаного грейдера, остальное асфальт. Местами неважный.

Вторая половина поехала по треку и там было "не очень". Местами не проехать из-за всяких дач, КПП и тому подобного. Грейдер песчаный, опять же. Зато они заночевали в гостинице "Ашхен".

Заключение

Сейчас, по прошествии недели, мы уже просушили спальники и палатку, разложили вещи по шкафам, да и "ужасы" похода немного подзабылись и осталась только редкая боль в коленях и суставах пальцев рук. Впечатлений было море, и сам по себе поход был очень интересным опытом, который определённо захочется повторить. Пока, наверное, на одну-две ночёвки, желательно в окрестностях Питера, но определённо сходим.

Вообще "сходить в поход" это моя достаточно давняя мечта, которую я всё никак не мог реализовать и я рад, что она осуществилась. Ещё я очень хочу попробовать совместить велопоход и рыбалку, посмотрим, что получится этим летом.

Ещё хочется покататься по Европе на велосипедах, благо я получил загранпаспорт.

Ну и напоследок ещё пару вещей хочу сказать:

1. В поход не имеет большого смысла брать много электроники (я не говорю про фотоаппараты и иже с ними). Я вот взял телефон-планшет-смартфон и вполне мог ограничиться телефоном и смартфоном. Планшет я почти не использовал.
  2. GPS с треком маршрута это крутота. Я у отца одолжил Garmin 62s, и единственным его недостатком было разве что неумение посчитать расстояние по треку до точки. Только по прямой. А ещё там были странные карты (прекрасная асфальтированая дорога была отмечена как лесная, а подписана как просто "дорога", а лесная дорога до военной части была отмечена как "дорога").
  3. Не берите в поход "секционные" велорюкзаки, с ними очень много мороки по переноске, даже если боковые секции скрепить между собой, всё равно будет занято две руки и велосипед уже толком не понесёшь.
  4. При такой температуре очень хорошо помогает горячий чай из термоса. Я очень жалел, что не купил. Ещё я думал взять грелки химические, но не взял. Зря. Горелка тоже очень хорошо помогла бы на обедах.
  5. Носки. Носков мало не бывает. Нужны и толстые и тонкие. Ночью я одевал две-три пары носков, во время езды я периодически надевал две пары. Плюс периодически менял, когда носки промокали и становилось холодно.
  6. Возможно стоит взять либо шарф, либо свитер с горлом.
  7. Велоперчатки и несколько пар рабочих перчаток тоже очень помогают. У меня были тоненькие рабочие, которые я под велоперчатки одевал. А велоперчатки спасали от ударов в запястья при езде по грейдеру.
  8. Во время езды наверное не одевать водонепроницаемую ветровку. Я очень сильно потел, а на остановках очень мёрз, потому что был мокрый. Термобельё + что-то отводящее пот + что-то не пропускающее холодный ветер было бы ок.
  9. Не везите ничего в рюкзаке. Если у вас гидратор на 3 литра, лучше наполняйте по литру постепенно, чем везти на спине все три сразу.
  10. У нас переднее крыло нужно было откручивать, из-за чего мы порядочно времени потеряли на его съёме. Возможно лучше крыло снять заранее, перед поездкой на вокзал.
  11. Велосипедный шлем — полезная штука.

Ещё спасибо Лёне за "шот" магния, который спас меня от судорог в первую ночь и за изотоник, которым он нас снабжал в остальные дни :)

Видео

Если у вас остались вопросы, напишите мне письмо.